О нас | Вызовы современному обществу | Интересное о православии | В каком мире мы живем | Помощь БФТ, сайту | Контакты



Главная > Вызовы современному обществу > Наркомания > Наркомания. Оценка современной ситуации 

Наркомания. Оценка современной ситуации

В последние годы проблема алкоголизма и наркомании встала в России особенно остро. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в. своем Обращении в день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» 18 мая 2006 года с болью отметил кризисность современной ситуации:

«Проблема алкоголизма и наркомании в России остается одной из самых насущных и тревожных. Мы с сожалением признаем, что не менее четверти населения подвержены алкоголизму, а более половины — в той или иной степени зависимы от наркотических и химических веществ. Каждый третий студент и ученик старших классов уже имеет опыт знакомства с наркотиками. По словам святителя Иоанна Златоуста, «Пьянство — корень всех зол», и всем нам хорошо известно, сколь велико число преждевременных смертей, преступлений, дорожно-транспортных происшествий и аварий, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Очень часто пьянство или наркомания становятся причиной распада семьи, принося неисчислимые страдания жертве этого греховного недуга. «Пьянство само по себе может служить вместо всякого наказания, наполняя душу смятением, исполняя ум мраком, делая пьяного пленником, подвергая бесчисленным болезням, внутренним и внешним…» — говорит Иоанн Златоуст. Не меньше страдают и близкие люди, особенно дети».

Об этом же говорил и Викарий Святейшего Патриарха епископ Дмитровский Александр на IV Всероссийском конгрессе «Профессия и здоровье» в 2005 году, связывая рост алкоголизма и наркомании с неустроенностью социально-духовной сферы. Приведем основные тезисы его выступления.

«Современное общественное устройство исходит из того, что у каждого человека есть право на свободное развитие и становление, на позитивное взаимодействие с социумом, право на реализацию своего призвания и своей социальной роли. В жизни, однако, мы видим трудности в реализации указанных прав, что приводит к социальной дезадаптации — сложному и трагическому явлению, непосредственно связанному с вопросами здоровья работающего населения, то есть к нарушению взаимодействия индивидуума со средой, когда человек не может осуществлять свою позитивную социальную роль, которая соответствовала бы его возможностям. Именно эта все увеличивающаяся социальная дезадаптация в среде детей и молодежи приводит к катастрофическому росту таких страшных явлений, как наркомания, алкоголизм и сектантство.

Мы убеждены, что от отсутствия возможности полноценного духовного развития люди страдают больше, чем от недостатка физического здоровья, образования или от недостатка полноты семейной жизни.

Духовность в самом общем виде можно понимать как-то высшее, что определяет человека как личность и дает смысл и цель человеческого существования в его свободе, осознании и реализации своего назначения. С точки зрения христианства, наиболее ярко духовность проявляется в сфере личных свободных и ответственных отношений человека с Богом, другими людьми и окружающим миром. Духовность раскрывается в нравственном законе, который для христиан содержат заповеди Господни и определяет мировоззрение людей.

Если обратиться к опыту и исследованиям специалистов в области социальной и детско-молодежной работы, то мы увидим, что основные социальные проблемы так или иначе соприкасаются именно с духовной сферой.

Первой и основной причиной социальных проблем является бессмысленность жизни. Поиск смысла жизни выражается в мировоззрении человека. Имея те или иные нравственные и жизненные ценности, человек в их свете осмысливает себя и окружающий мир. Имея перед собой цель, человек вырабатывает стратегию жизни и определяет средства её реализации. Перед любым человеком, тем или иным образом, но обязательно встают вечные вопросы бытия: «Кто я и зачем я живу?» «Почему мне плохо?» и «Что надо сделать, чтобы стало лучше?» Ответить на эти вопросы можно лишь в рамках целостного духовно-нравственного мировоззрения. Если хоть один вопрос из этой триады остается без ответа, то наиболее вероятен уход от созидательного построения жизни и обретение иллюзорного синтетического счастья.

Наряду с мировоззренческой причиной стоит кризис семьи. Так сложилось, что в наше время семейная жизнь перестала являться базовой ценностью для людей. Из разряда основополагающих она перешла для многих во второстепенную, неизбежно рутинную. Изменение культуры общества в глобальном масштабе, урбанизация, развитие новых социальных отношений и иные факторы привели к тому, что традиции семейной жизни утрачены и современные семьи в принципе не могут выполнять те социальные и, в том числе, духовные функции, которые были свойственны им на протяжении столетий. Прежде всего, семья утратила способность быть лоном любви, основой воспитания и социальной адаптации детей.

К сожалению, функции семьи в наше время, в связи с размыванием и девальвацией семейных ценностей, переходят на другие социальные институты, но очевидно, они не могут заменить семью или до конца восполнить её.

Вслед за кризисом семьи необходимо упомянуть современный кризис образования. Исходя из самого этого понятия, ясно, что образование призвано содействовать человеку в целостном формировании его личности и в становлении его как полноценного члена общества. Образование включает в себя, во-первых, обучение разнообразным знаниям, во-вторых, воспитание, усвоение основ жизни, направленное на формирование мировоззрения и, в-третьих, практические навыки по воплощению знаний на основании воспринятого мировоззрения. Таким образом, образование, как и семья, призвано непосредственно отвечать за полноценное и в том числе духовное развитие человека. С наступлением кризиса семьи очевидно, что воспитательная функция образования должна была сильно возрасти. Однако в наше время мы видим, что образование понимается слишком узко — как исключительно научение знаниям, как приспособленчество к быстротекущим общественно-политическим или экономическим переменам; оно в очень слабой степени способствует полноценному становлению человека.

Культурная сфера жизни нашего общества все более и более ориентируется на потребительские и развлекательные запросы, все более замыкается на удовлетворении наиболее примитивных потребностей человека. Понятия личного греха и личной ответственности перед Богом и обществом становятся в наше время все более относительными, уходят из культурного пространства и заменяются на свою противоположность. Грех, в христианском его понимании, зачастую не просто легализуется — он поощряется. Современная массовая культура никак не соотносится с культурным достоянием прошлого, выхолащивает духовное богатство русской и европейской культуры, которая создавалась под прямым влиянием христианства. Такое положение вещей непосредственно влияет на снижение духовного здоровья.

Но с чего нам нужно начинать, заботясь об оздоровлении нашего общества? Христианство говорит о том, что исцеление социума должно начинаться с изменения, исцеления самого человека. Это относится и к трудящимся на ниве помощи другим. Господь наш Иисус Христос в Своей проповеди всегда обращался к конкретному живому человеку с личным призывом. Он не призывал Своих современников к свержению современного Ему политического строя, к перераспределению материальных благ, но говорил о духовном преображении человеческой личности, о нравственном перерождении каждого конкретного человека и всего человечества. Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5, 48) — вот суть проповеди Господа Иисуса Христа.

Поэтому первоочередной заботой Православной Церкви является духовное и нравственное преображение человека. В основу этой тайны Христос полагает покаяние, то есть перемену ума, мыслей, сердца, искреннее стремление к изменению себя и духовному преображению. Спасение мира начинается со спасения отдельной человеческой личности. От того, как определит себя каждый отдельный человек по отношению к Богу, ближним и самому себе, то есть от его мировоззрения, и зависит в конечном итоге судьба окружающего мира. Через духовную заботу о человеке Православная Церковь способна повлиять на развитие и качественное улучшение и социальной сферы». [7]

Источник: metanoia.msdm.ru/12steps.html




© 2009 г., Корпус волонтеров БФТ
При копировании материалов с сайта, ссылка на источник является обязательной!