О нас | Вызовы современному обществу | Интересное о православии | В каком мире мы живем | Помощь БФТ, сайту | Контакты



Главная > Вызовы современному обществу > Алкоголизм > Основы социальной концепции и группы самопомощи 

Основы социальной концепции и группы самопомощи

Попробуем оценить наше сотрудничество с "АА" в свете десятой главы "Основ социальной концепции" Русской православной Церкви.

"Церковь напоминает, что телесное здоровье не самодостаточно, поскольку является лишь одной из сторон целокупного человеческого бытия. Однако нельзя не признать, что для поддержания здоровья личности и народа весьма важны профилактические мероприятия… "

Именно это положение принципиальным образом связано с общей концепцией нашей деятельности, которой определяется комплексный подход к организации нашей работы. В частности и в вопросах зависимости мы так же стараемся построить комплексную работу совместно с компетентными организациями.

"С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и общинную жизнь."

Совершенно очевидно, что такие недуги общества, как алкоголизм, наркомания и другие зависимости - очень сложная общегосударственная проблема, порожденная множеством факторов. Если говорить о наркомании и алкоголизме, то есть два направления решения этой проблемы: контроль за распространением психоактивных веществ (ПАВ) и снижение спроса населения на ПАВ.

Церковь во все времена стремилась выполнять свою специфическую задачу. Прежде всего ее интересовал конкретный человек и его вера в Истинного и Единого Бога. Если на жизненном пути этого человека возникали различные трудности, то в задачу Церкви входила прежде всего духовная оценка жизни этого человека, оценка в свете евангельских ценностей и практическая помощь в осуществлении жизни этого человека как богообщения.

Никогда за свою историю Церковь не стремилась контролировать все сферы жизни человека. Мы видим всегда трезвую оценку своей компетенции и церковное стремление направить нуждающегося человека в обретении помощи к компетентным людям или организациям.

Очевидно, что Церковь не предлагала в качестве нормы врачебной практики путь чудесных исцелений. В Церкви всегда признавалась деятельность врачей, к которым обращались и епископы и священники.

Очевидно, были и комплексные задачи, к решению которых привлекалась Церковь. Например, организация образовательного процесса. По сути своей Церковь призвана содействовать становлению нравственности в процессе обучения жизненным навыкам. При этом обучением ребенка иным областям жизни призваны иные общественные институты.

Таким образом, можно сказать, что для решения комплексных задач возможны два варианта. Первый заключается в построении единой синтетической системы. Второй в построении договорной системы с четким разграничением областей компетенции и ответственности. Примером первой являются православные гимназии, в которых "церковное начало" пронизывает весь учебный процесс. Примером вторых являются государственные или частные школы, в которые приглашаются церковные специалисты для преподавания того или иного предмета. Так же примером может являться церковное образовательное учреждение, прибегающее к помощи светских специалистов.

Если существует та или иная общественная проблема, в решении которой необходимо включение Церкви, то для достижения наиболее высокого коэффициента полезного действия, необходимо осознать область и глубину церковной компетенции, а так же правдиво оценить церковные ресурсы. Немаловажный вопрос, который надо решить, заключается в том, решать ли возникшую общественную проблему Церкви самой по себе, или с общественными (и даже религиозными) институтами или с государством, или со всеми вместе взятыми, и на каких условиях. На практике эти вопросы наиболее сложные. Церковь вплетена в общество и тесно сотрудничает с государством в очень многих областях.

"Попечение о человеческом здоровье - душевном и телесном - искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью.  

"Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения. Деятельность Церкви, направленная на провозглашение слова Божия и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них заботится, составляет суть душепопечения в сфере здравоохранения. Главное место в нем занимает участие в спасительных Таинствах, создание в лечебных учреждениях молитвенной атмосферы, оказание их пациентам многоразличной благотворительной помощи."

И по опыту некоторых общин и на собственном опыте мы убедились, что сотрудничество с "АА" создает очень благоприятные условия для христианского свидетельства больным зависимым людям, стремящимся к выздоровлению. В основе деятельности "АА" лежит лечебная духовно-ориентированная 12-ти шаговая программа, вплотную подводящая человека к церковной жизни. Сама эта программа, очевидно, не заменяет Церковь и не может этого сделать, однако создается плодотворная почва для принятия благовестия Христова. Именно Церковь в рамках сотрудничества с "АА" может дать желающим выздоравливающим людям именно, чего не хватает в "АА", преподать страждущим и тем, кто о них заботится благодать Святого Духа.

"Церковная миссия в медицинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян - работников здравоохранения, призванных создавать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно. Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти."  

Нам известны многие православные христиане, стремящиеся к исцелению с помощью сообщества "АА". Они несут свое искреннее и жертвенное служение, помогая таким же, как и они, страждущим недугом зависимости. Поскольку "АА" - это лечебная программа, то открытие групп самопомощи при храмах даст возможность людям, доверяющим Церкви войти в эту программу для исцеления. И тогда на деле они смогут осуществить этот церковный призыв. Важно понимать, что для открытия групп ничего, кроме помещения, не надо. Опять же священнослужители смогут окормлять больных людей, не выходя из своего храма.

"Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением. Церковь призывает мирян оказывать посильную помощь болящим, которая покрывает человеческие страдания милующей любовью и заботой." [см. 6]

Именно этот призыв наиболее просто реализовать. Группу самопомощи надо просто пустить в свои помещения, и священник "даром" получает благодатную атмосферу для проповеди и пастырского попечения о желающих. Естественно, что священник не может нарушать традиции "АА".

"Не отдавая предпочтения какой-либо модели организации медицинской помощи, Церковь считает, что эта помощь должна быть максимально эффективной и доступной всем членам общества, независимо от их материального достатка и социального положения.  

Именно этот церковный призыв очень важен для нас. Всем известно, насколько дорогостоящи реабилитационные программы для зависимых людей. Только группы "АА" предоставляют бесплатную возможность проходить курс лечения и реабилитации. По сути, этим программам с точки зрения финансовой - нет альтернативы.

"Признавая возможные благие последствия того факта, что медицина все более становится прогностической и профилактической, а также приветствуя целостное восприятие здоровья и болезни, Церковь предостерегает от попыток абсолютизации любых медицинских теорий, напоминая о важности сохранения духовных приоритетов в человеческой жизни.

Каждый человек должен иметь право и реальную возможность не принимать тех методов воздействия на свой организм, которые противоречат его религиозным убеждениям."

Мы уже говорили, что, стараясь помочь алкоголикам и наркоманам, мы не ограничиваемся сотрудничеством с группами "АА". Мы понимаем, что у любого человека есть право выбрать другую лечебную программу.

Нижеприведенные слова мы напрямую относим к теме зависимости. Ознакомившись с опытом работы групп "АА", мы поняли, что они ни в коей мере не нарушают указанных принципов. Более того 12-ти шаговая программа по сути на этих принципах и построена.

"Церковь рассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся "от естества", и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствиями поработивших человека страстей. В соответствии с этим различением представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами. В области психотерапии оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника.

Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи.

Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия. В особых случаях лечение душевнобольных по необходимости требует применения как изоляции, так и иных форм принуждения. Однако при выборе форм медицинского вмешательства следует исходить из принципа наименьшего ограничения свободы пациента".

http://www.cdrm.ru/project/12-aa/12-aa.htm




© 2009 г., Корпус волонтеров БФТ
При копировании материалов с сайта, ссылка на источник является обязательной!