О нас | Вызовы современному обществу | Интересное о православии | В каком мире мы живем | Помощь БФТ, сайту | Контакты



Главная > Вызовы современному обществу > Алкоголизм > Сотрудничество православной церкви с группами самопомощи 

Сотрудничество православной церкви с группами самопомощи

1. Патриарший центр духовного развития детей и молодежи, его работа с зависимыми людьми.

Вот уже несколько лет Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Московском Даниловом монастыре активно сотрудничает с Сообществом Анонимных алкоголиков, предоставляя группам самопомощи помещения и духовно окормляя их членов. Здесь следует отметить, что работа Центра с зависимыми людьми является органичной частью общей деятельности Центра, направленного не только на реабилитацию алкоголиков и наркоманов, но, прежде всего, на работу с детьми и молодежью. Мы ставим своей целью по возможности многогранно содействовать людям в их духовном и нравственном становлении как личности на основании христианских ценностей.

Вот что говорит о целях и задачах Центра его руководитель игумен Иоасаф (Полуянов):

"Мы призваны, во-первых, принять участие в христианском воспитании ребенка или молодого человека и помочь ему в формировании целостного нравственного христианского мировоззрения. В основе этого мировоззрения лежит свободное и осмысленное принятие человеком христианских ценностей, а также духовно-ориентированное развитие всех сил, свойств и способностей человека как неких инструментов для построения жизни в соответствии с заповедями Божьими и личным призванием.

Во-вторых, мы должны помочь человеку гармонично войти в церковную жизнь и приобщиться к благодати Святого Духа, исцеляющей греховное повреждение человека и восстанавливающей человека в богоданной красоте и гармонии.

В-третьих, наши силы направлены на обретение человеком личного опыта построения жизни на основании сформированного христианского мировоззрения".

В соответствии с поставленными задачами выделяются три основных направления деятельности Центра.

1. Просветительская и образовательная деятельность, направленная на приобщение человека к литургической жизни Церкви. При этом мы используем дифференцированный подход, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности подопечных, а также принимая во внимание запросы времени.

2. Формирование православной детско-юношеской и молодежной среды, в рамках которой молодой человек получает возможность конструктивного общения с такими же, как и он, верующими и активными и может проявить себя, найти свое место в жизни.

3. Социально-психологическая помощь и поддержка детей и молодежи. В рамках этого направления происходит подготовка молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению и воспитанию детей, организованы специальные курсы по духовным основам семейной жизни, консультации с опытными священниками, психологами, педагогами.

Такие ответственные задачи по воспитанию подрастающего поколения и просвещению молодежи, только что пришедшей к Богу и Церкви, не возможно решать в одиночку. Кроме того, необходимо учитывать и тот факт, что некоторые из обращающихся в Центр имеют серьезные духовные, телесные и социальные недуги, которые затрагивают все стороны жизни. Таким образом, мы осознаем необходимость сотрудничества со светскими организациями и специалистами, имеющими по данным вопросам наработки высокого уровня. Но следует отметить, что часто коррекционные и реабилитационные программы, осуществляющиеся государственными и общественными организациями социальной направленности, недостаточно компетентны в вопросах ценностной ориентации человека, им необходимо религиозное дополнение. Патриарший центр духовного развития детей и молодежи стремится наладить совместную работу с различными социальными и медицинскими структурами.

"В рамках сотрудничества нашего Центра с различными организациями мы создали медицинские, пастырские, психологические консультации, индивидуальную и групповую работу по реабилитации.

В июле 2004 года было получено благословение Святейшего Патриарха на создание при Даниловом монастыре программы реабилитации для алкоголе- и наркозависимых людей "Метанойя", в т.ч. и для церковно- и священнослужителей. Руководителем программы назначен иеромонах Иона (Займовский).

Цель программы "Метанойя" - создание, развитие и обеспечение деятельности комплексной многофакторной системы профилактики по преодолению различных видов зависимости на основе духовного развития личности. В рамках этой работы используется как православный подход, так и профессиональная медицинская психотерапевтическая помощь, а так же элементы двенадцатишаговой программы.

В настоящее время оказывается помощь людям, страдающим алкоголизмом и их несчастным родственникам. Уже 5 лет монастырь сотрудничает с содружеством "Анонимных алкоголиков" ("АА"), с организациями "Старый Свет", "Нет - алкоголизму и наркомании", "Опора", "Дом надежды", "Страна живых".

Сотрудничество с содружеством "Анонимных алкоголиков", которое работает по известной психотерапевтической программе "12 шагов" заключается в том, что мы предоставляем наши помещения для собрания групп самопомощи. Одновременно иеромонаху Ионе поручено курировать деятельность этих групп и духовно окормлять желающих этого участников.

В помещении Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при монастыре на протяжении четырех лет успешно работает группа анонимных алкоголиков "Преображение". "Анонимные алкоголики" - это содружество мужчин и женщин, которые страдают тяжким недугом алкоголизма и взаимно делятся опытом, силами и надеждами с целью помочь себе и другим избавиться от этой страшной болезни. В группе - от 70 до 100 человек. Участники группы собираются в помещении, которое предоставляется монастырем. Из числа участников выбирается ведущий. На собрании обсуждается одна из тем, связанных с выздоровлением от алкоголизма. Любой желающий может выступить и рассказать о себе. После собрания участники за чаем общаются в непринужденной обстановке.

Около трех лет при монастыре в помещении Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи активно работают группы самопомощи родственникам алкоголиков и наркоманов ("Ал-Анон"). В каждой группе более 30 человек. Поскольку родственники алкоголиков постоянно живут в стрессовой ситуации, им тоже необходима помощь. Для них была разработана специальная программа, основанная на тех же принципах, которые заложены в программе "АА". На собрании обсуждается тема дня (например, "Как вести себя, когда наркоман или алкоголик тиранит детей", "Выздоровление в "Ал-Аноне", "Живите и дайте жить другим"). Регулярно проводятся собрания, на которых обсуждается работа группы. Составляется план на год, на месяц. Иногда тема собрания свободная - каждый говорит о наболевшем. Проводятся собрания, посвященные опыту выздоровления одного из членов движения "Ал-Анон".

Опыт групп "Преображение" при Даниловом монастыре позволил открыть две новые группы самопомощи "АА" - ("Лествица") и "Ал-Анон" при московском храме Малого Вознесения.

Многие участники групп являются прихожанами Свято-Данилова монастыря, а некоторые только обретают путь к Богу и Церкви благодаря полученной трезвости и доверию к Церкви, приютившей и окормляющей их группу самопомощи".  

С вопросом о форме сотрудничества Центра с группами самопомощи и о проблемах, встающих в связи с ним, мы обратились также к архимандриту Алексию (Поликарпову), наместнику Данилова ставропигиального монастыря г. Москвы:

"Возникает вопрос: обязательно ли организации, с которыми сотрудничает Церковь, должны воцерковлять своих участников? В идеале, все воцерковленные люди работают для одной цели, для того, чтобы общество пришло ко Христу. Но реально мы работаем с теми людьми, которых встречаем на своем пути. Мы говорим им о любви, о правде, о Евангелии. И насколько они это усваивают, настолько они становятся церковными. И если те, с кем мы работаем, не являются таковыми на сегодня, мы не вправе от них отворачиваться, потому что Христос пришел спасти всех, Он пришел, чтобы спасти и грешников. Солнце светит и на праведных, и на неправедных. Мы работаем со всеми людьми, которые хотят выслушать слово Евангелия.

В нашем сотрудничестве с содружеством Анонимных алкоголиков мы не ставим перед собой прямой задачи по воцерковлению участников. Если через участие в группах самопомощи человек приходит ко Христу, в Церковь - отлично. Если он просто получит состояние трезвости, значит, будем надеяться, что на трезвую голову ему придут трезвые хорошие мысли.

Говоря о форме сотрудничества Данилова монастыря с группами самопомощи, следует сказать, что мы предоставляем им помещение. Иногда члены церкви, а это могут быть и иерархи, и братия монастыря, как гости присутствуют на открытых собраниях в этих группах и видят их опыт. Церковно окормляем мы тех людей, которые этого захотели, и мы видим, что такое сотрудничество дает добрые плоды. Может быть, они не очень обильные, но, тем не менее, мы видим, что люди исцеляются, а некоторые воцерковляются.

Что касается критики сотрудничества церковных организаций и общества "Анонимных алкоголиков" я могу сказать только одно: "Приди и виждь".

Надо понимать, что никто и никогда не говорил, что деятельность групп самопомощи безупречна. Я бывал на открытых собраниях. Из того, с чем я знаком, с чем-то можно не соглашаться, потому что это не обычно, не традиционно, но я не вижу здесь какого-то еретического учения, которое отрицает Бытие Божье, либо неправильно толкует церковные догматы. Люди собрались и молятся Богу. Те из них, кто христиане молятся ведомому Богу. Многие из исцеляющихся там людей не пришли еще в Церковь, они находятся в притворе церковном. Будем надеяться, что они со временем войдут во святилище.

Атмосфера собраний мне показалась очень необычной. Тут нужно мужество для того, чтобы вступить в это сообщество и, например, встать и сказать: "Алкоголик Шура", семь дней трезвости. А у другого - двадцать лет трезвости! Не всегда человек может так заявить о себе. Это не просто, мне кажется. За счет того, что они, а я думаю, что все равно они призывают Бога; пусть не каждый, но те, кто знает Бога, он его призывает, и открывает свою душу, приоткрывает состояние своего сердца, они врачуются. Никакого сектантского духа и тоталитаризма я там не заметил. Пока я из маленького своего опыта вижу, что это приносит пользу.

В сложившейся дискуссии нам всем важно помнить, что есть разные пути помощи несчастным людям. Мы не должны клеймить друг друга, подозревать в чём-то. Мы призваны помогать друг другу. Если не согласен с чем-то человек, он не придёт на эту группу или не посоветует кому-то пойти, вот и все.

Если у кого есть серьезные факты, ставящие в принципе под сомнение наше сотрудничество с группами самопомощи, например, когда это принесло вред, мы готовы изучить это, обсудить это со специалистами и принять решение."  

2. Сотрудничество православной церкви и программы "12 шагов".

Мы знаем, что опыт многих московских приходов свидетельствует о положительном сотрудничестве с двенадцатишаговыми программами. Среди общин, тесно работающих с группами самопомощи, выделим следующие:

- храм "Малое вознесение", гр. Лествица, настоятель о. Василий Строганов;

- храм "Покрова Пресвятой Богородицы" в Красном селе, группа "Покров", настоятель о. Валентин Асмус;

- храм Живоначальной Троицы в Хорошеве, группа "Троица", настоятель еп. Егорьевский Марк;

- храм Рождества Богородицы в Старом Симонове, группа "Шанс";

- Новоспасский монастырь, группа "ТИЛь", наместник Архиепископ Орехово-Зуевский Алексий.

Мы прекрасно понимаем, что группы самопомощи не являются панацеей от всех бед. Мы понимаем, что каждый приход, каждая община, каждый монастырь могут пойти своим путем и предложить алкоголикам и наркоманам свою программу. Безусловно, мы призваны предоставить каждому недугующему человеку возможность обратиться за помощью именно к тем людям и к тем программам, к которым в его сердце пробудилось доверие. На опыте мы знаем, что начать строить может каждый, но Евангелие призывает нас прежде строительства сесть и рассчитать наши силы.

Что же Церковь предлагает зависимым людям? Прежде всего им советуется открыть свои сердца для веры во Христа и начать путь воцерковления. Церковь призывает таких людей в меру сил следовать христианскому образу жизни, призывает начать жить по заповедям Христа. Всем понятно, что этот путь труден и долог. Церковь не имеет задачи спасать человека от жизненных проблем, она спасает от греха и вечной смерти. Вступление на эту стезю и означает воцерковление. Исцеление от недуга - зависимости это нечто иное, чем воцерковление. В жизни человека безусловно эти вещи переплетены как нити в едином рисунке ковра, но при осмыслении недуга зависимости и при построении реабилитационной работы мы должны понятия воцерковление и выздоровление разделять.

Важно также понимать, что факт неупотребления психоактивных веществ (ПАВ) не является свидетельством выздоровления. Человек может не употреблять ПАВ и при этом даже не приступить к выздоровлению, что называется остаться "сухим алкоголиком". Примером последнего служит всякого рода кодирование, "механическое" прекращение употребления ПАВ, как правило, не соотнесенное с выздоровлением человека.

Выздоровление проверяется временем. Необходимо ставить вопрос: сколько лет человек не употребляет ПАВ? Именно так необходимо оценивать КПД той или иной программы. Исходя из этого, хочется заметить, что все разговоры об эффективности молодых программ (действующих 5 - 7 лет) более чем условны, так как они не проверены временем.

Вот как об этом говорит игумен Петр (Мещеринов):

"С Божьей помощью на социальном и духовном уровне человек начинает исцеляться. Исцеляться - это именно отставать от зависимости. Можно сказать так. Нельзя от зависимости избавиться сразу и навсегда. Конечно, есть чудеса Божии, но мы говорим о естественном пути выздоровления. Опыт показывает, что зависимость не всегда может уйти, она может быть заменена другой. Механизм групп самопомощи состоит в том, что зависимость алкогольная или химическая заменяется зависимостью общения в среде подобных. То есть, будучи зависимостью с одной стороны, группы самопомощи содержат внутри себя механизм и "выталкивания" человека из этих групп. Это "выталкивание" состоит в том, что человек выздоравливает, духовно возрастает и перестает нуждаться в группах. Как правило, это происходит к двенадцатому шагу.

Наличествует большая путаница в том, чем Церковь должна заниматься. Она занимается нравственной жизнью человека, в церкви содержатся таинства, в которых прощаются грехи, в частности, таинство покаяния. А исцеление напрямую зависит от нравственного труда человека. Создается мнение, что вот я сходил на исповедь, покаялся в грехе, батюшка прочитал разрешительную молитву, и грех отскочил от меня. Грех мне простился в таинстве, но я должен сам позаботиться об исцелении своим трудом. Это учение церкви. Исцеление конечно зависит от Бога, Бог исцеляет, а человек должен подготовиться, принять исцеление". [см. 3]

"Евангелие нас учит единственному принципу, который всегда себя оправдывает - по плодам их узнаете их. Наступает какая-то ремиссия у человека, особенно если он неофитствующий, потом он злополучно возвращается к своей зависимости, и последнее бывает горше первого, потому что этот возврат связан для человека с отчаянием, с тем, что ему думается, что церковные меры не сработали в его случае, или что Бог его не слышит.

Если же подойти действительно правильно, осознать эту комплексность и, исходя из нее, строить работу, то результаты не замедляют себя ждать. Примером такого подхода являются группы самопомощи, например, "Анонимные алкоголики". Мы видим на нашем опыте, что если человек, пройдя эти группы, обращается к Церкви, то это совсем другая ситуация, она качественно иная.

В идеале евангельские ценности должны становиться личными ценностями человека. То есть он призван в соответствии с ними в Церкви строить сам осознанно и свободно свою жизнь. Духовное развитие заключается в том, что христианин с Божьей помощью все более исцеляет свое греховное естество и все больше через отношения с Богом, ближними и миром возрастает в любви и свободе. Но у зависимых людей немного другой путь, хотя направление, конечно, то же.

Человек, приходящий в Церковь, как правило, сталкивается с мнением о том, что духовность - это покаяние, искание в себе греха, смирение, подчинение себя общецерковной внешней дисциплине и тому подобное. Но это к духовности имеет внешнее, косвенное отношение. Духовность начинается, я считаю, с одной важной вещи, а именно - честности перед самим собой. То есть с адекватного видения себя в структуре вообще всех своих отношений - с Богом, с миром, с самим собой. Без этого никакая духовность невозможна.

Если говорить о духовности в контексте именно помощи людям зависимым, то первый шаг - это именно трезвая и четкая самооценка, - когда человек понимает, что он алкоголик. Ему поможет осознание того, что он болен, что им владеет эта зависимость, он с ней справиться не может. Это собственно то, что в двенадцати шаговой программе является первым шагом. Это и есть истинное начало духовности, когда человек, наконец, осознает себя именно в правдивых отношениях с мирозданием и с Богом. Это очень большая проблема, мне кажется, для всех, - увидеть самого себя".  

О необходимости участия Церкви в деле реабилитации больных алкоголизмом людей и их близких рассуждает Илларион, епископ Венский и Австрийский, справедливо отмечая, что только она способна даровать человеку подлинные ориентиры в жизни:

"Лечить необходимо не только тело, но и душу - без этого невозможно вернуть человека к полноценной жизни. У Церкви для этого есть все необходимое, и главное, двухтысячелетний опыт борьбы со страстями. Церковная молитва является очень сильным средством, помогающим выстоять страждущим этим недугом в борьбе против страсти винопития и наркомании.

Только Церковь может наполнить жизнь человека подлинным содержанием, придать ей непреходящий смысл. Этим устраняется главная причина - пустота, бессмысленность жизни, из-за которой многие люди ищут забвения в вине и наркотиках.

Для родственников и близких этих несчастных людей Церковь становится прибежищем, где они могут поделиться своими скорбями и всегда получить помощь и совет. Молитва, участие в Таинствах придают силы многим христианам нести свой крест.

Алкоголизм и наркомания - это яркое проявление тех недугов, которыми больно наше общество, и в первую очередь недугов духовных. За семьдесят лет, во время которых господствующей была атеистическая идеология, в душах многих людей царил духовный вакуум.

Русская Православная Церковь всегда готова к соработничеству с государственными структурами в данной области и имеет гораздо больше средств для устранения не только последствий наркомании или алкоголизма в российском обществе, но и к врачеванию причин, вызывающих эти тяжкие социальные заболевания" .

Руководство Центра приняло решение о сотрудничестве с группами "АА". С одной стороны, мы так или иначе с 1998 года работали с "зависимыми" людьми в некоторых подшефных учреждениях, иеромонах Иона (Займовский) курировал эту работу и в то же время всегда стремился создать при нашем монастыре реабилитационную программу. С другой стороны, множество людей обращается именно в наш монастырь за помощью. Для нас стало очевидно, что необходимо создавать профессиональную реабилитационную программу, частными консультациями тут не обойтись. Данилов монастырь не в состоянии с нуля создать профессиональный реабилитационный центр - это не его задача. Тем более что это нам не под силу ни материально, ни профессионально. Встает вопрос: насколько необходимо "изобретать велосипед", если есть группы самопомощи.

Именно совместные усилия медиков, психологов и священников наилучшим образом способствуют преодолению алкогольной и наркотической зависимостей. Необходима консолидация усилий Церкви и государственных структур, прежде всего медицинских.

В России уже достаточно давно существует комплексный подход к заболеваниям зависимости от психоактивных веществ (ПАВ), меняющих сознание. На основании этого комплексного подхода и была создана методика лечения, использующая мировую практику помощи больным, страдающим зависимостью от ПАВ. Согласно этой методике ставится задача вначале отрезвить человека и в трезвости помочь ему обрести Бога и Церковь, поскольку для того, чтобы услышать и понять Евангелие, человек прежде всего должен быть трезв. Во всем мире этот способ хорошо известен - это 12-шаговая программа, изначально созданная и использованная всемирным Сообществом Анонимных Алкоголиков ("АА").

Для нас совершенно очевидно, что мы как представители Церкви должны, делая именно церковное дело, совместно с профессионалами (наркологами, психотерапевтами, психологами) помогать страдающим людям, при этом умело используя лучшие мировые достижения".

http://www.cdrm.ru/project/12-aa/12-aa.htm




© 2009 г., Корпус волонтеров БФТ
При копировании материалов с сайта, ссылка на источник является обязательной!