О нас | Вызовы современному обществу | Интересное о православии | В каком мире мы живем | Помощь БФТ, сайту | Контакты



Главная > Интересное о православии > Чудеса православной веры > О массовом мироточении икон в конце ХХ-начале ХХI века 

О массовом мироточении икон в конце ХХ-начале ХХI века

Предлагаем вниманию читателей подборку материалов о мироточении и кровотечении икон, которое приняло массовый характер в 90-х годах XX столетия и продолжается по сей день. Обращаем внимание читателей на то, что в настоящее время отсутствуют какие-либо определения по этому вопросу со стороны Священного Синода и Архиерейского Собора РПЦ. Другими словами, официального мнения на этот счет у Церкви пока нет. Нижеприведенные материалы должны явиться поводом для размышлений и духовной трезвости в отношении к подобным явлениям.

Интервью с московским протоиереем Сергием Правдолюбовым (Газета «ТРУД-7» 07.10.1999).Отец Сергий – из династии священнослужителей. Вне сомнений его образованность: будучи магистром богословия, он преподает в Московской духовной академии и Свято-Тихоновском православном богословском институте.

– Вам лично приходилось быть очевидцем мироточения икон?

– В нашем храме 23 июля 1995 года, в день, когда совершается общецерковное празднование Собора сибирских святых и Собора рязанских святых, замироточилиодновременно восемь икон, через несколько дней
– еще две. Явление это происходило с разной степенью интенсивности и продолжалось целых два года.

Удивительно, но среди «плачущих» икон одна была металлическая, а еще одна являлась репродукцией на бумаге.Меня и всех прихожан глубоко впечатлило и другое обстоятельство. Есть у нас икона «Всех Скорбящих Радости». На ней в полный рост изображена Пресвятая Богородица, а справа и слева от Нее – нуждающиеся люди и ленточки с надписями: «Больным исцеление», «Нагим одеяние», «Нищим защита», «Хромым хождение». Эта икона тоже мироточила – лик Богородицы, вся фигура – по контуру, а кроме того, маслянистая влага выделялась на ленточке «Нагим одеяние» – только на ней одной.Это было тем более поразительно, что у нас на приходе уже много лет ведется сбор одежды для нуждающихся. Мы приводим вещи в порядок и передаем их ребятишкам из детдомов, людям, отбывающим наказание, и своим бедным прихожанам. Это – основное социальное служение прихода, которое, к нашей общей радости, было чудесным образом отмечено мироточением из определенной ленточки на иконе. Многие люди промокали истекавшую жидкость ваткой, протирали ею больные места на теле и получали затем исцеление. Все эти факты мы документально оформили.

– Как же следует относиться к явлению мироточения, каков его духовный смысл?

—Я воспринимаю мироточениесо страхом, конечно, и трепетом – тому же учу паству. Здесь неуместны ажиотаж, шумиха, тем паче истерика. Ясно, что явление это тайнственное, а вот к добру оно или к худу – неизвестно. Повторяю – к этому явлению следует относиться сдержанно, без экзальтации.

— Отец Сергий, бывали в церковной жизни факты "чудотворений", имевших, мягко говоря, сомнительный, а точнее – вполне очевидный характер...

— Говорят, что как-то монахи в своих сиюминутных политических целях объявили о "плаче" икон от реформ Петра I. (Царь издал строгое предписание: "Владыки святые! Приказываю, чтобы Богородицы отныне не плакали. А если Богородица еще хотя бы раз заплачет лампадным маслом, то зады у попов заплачут кровью" – прим. ред.). Допускаю, что какие-то «обманные чудеса», вызывавшие царский гнев, случались. Но – как исключение. А, как правило... Это же надо целое производство создавать, чтобы сверлить дырочки, устраивать сосудики, что-то там еще исхитряться делать... Ни у духовенства, ни у монахов просто нет времени и тем более желания заниматься такой чепухой.

– Скажите, а были когда-нибудь попытки научно исследовать жидкость, источаемую иконами или мощами? И что в результате?

– Мне известно всего лишь об одном таком опыте – со слов моего отца – священника, совершившего в 50-х годах паломничество в Киево-Печерскую лавру. Он воочию видел там в стеклянном сосуде мироточивую главу святого. Монахи рассказали отцу, что, когда советские богоборцы закрыли лавру, представители власти проявили интерес к этому черепу. Они выплеснули миро, насухо протерли сосуд и саму главу, затем поместили ее обратно, запечатали банку и поставили в недоступное посторонним место. Через две недели решили посмотреть. И увидели, что сосуд почти наполовину вновь наполнен светлой жидкостью. Ее решили исследовать в научной лаборатории.

Ученые пришли примерно к такому выводу: «Жидкость с некоторыми маслянистыми элементами, непонятного происхождения, молекулы обычные...» Другого и быть не могло. Для Бога нет ничего невозможного. Он решил – и из ничего производится это миро. А химический состав его обыкновенный, земной. Вселенское вещество – оно универсальное, ведь Творец создал одну, а не две вселенные с разными параметрами... Наш религиозный великий мыслитель о. Павел Флоренский специально исследовал происхождение греческого слова «агиос» (свят, святой, святить) и производил его от слова «иной», «другой», относящийся к «иному пространству», «иному бытию». Мы веруем, что и крещенская вода, и мироточение, и другие чудеса свидетельствуют об одном: уже при нашей земной жизни Господь посредством чудотворения подает нам возможность соприкоснуться со святостью иного, высшего бытия... (конец интервью)
 
Иосиф Муньоз Кортес, хранитель Иверской Монреальской Мироточивой иконы, не только христианский мученик, но, беccпорно, и великий праведник наших дней. Иосиф весь был смирение. Он никогда специально не искал чудес и не просил небесных знамений. Удивительный урок смирения преподало нам и само явление Монреальского образа. Как Христос выбрал для Своего пришествия в мир убогий вертеп, а не блистательные царские чертоги, так и Монреальская икона Пресвятой Богородицы начала мироточить в полуподвальной келье-квартире бедного испанца-эмигранта. Монреальская икона мироточила в течение пятнадцати лет, "умолкая" только на время Страстной седмицы. Мироточила она не равномерно, а в зависимости от духовной потребности тех, чьи дома или приходы посещала. Иногда мироточение было обильным, иногда слабым, иногда оно совершенно замирало. Замечательно то, что мира всегда хватало на всех нуждающихся. Сколько бы ни собралось верующих в том или ином месте, все без исключения бывали помазаны святым миром. Как икона мироточит? Сам Иосиф открыл нам, если можно так сказать, "механизм" удивительной тайны мироточения. Он объяснил, что во время мироточения миро выделяется не из иконы, как многие думают, а нисходит с Неба, как благодатная роса. Так и только так можно объяснить случаи мироточения киота иконы и стекла на киоте, а также, к слову сказать, и другие случаи мироточения икон, когда миро появляется, например, на железных литографиях.

Но чудо иконы заключалось не только в мироточении. Многие отмечали, что, молясь перед этим образом, ясно чувствуют реальное присутствие Самой Матери Божией. То была удивительная особенность Монреальской иконы. Другой ее особенностью было то, что она несла примирение. Люди десятилетиями враждовавшие между собой, примирялись, помолившись перед иконой. Иосиф отмечал, что Матерь Божия через Свою Мироточивую икону часто приводила людей к покаянию; люди приходили поклониться иконе и начинали плакать навзрыд. В их сердцах возгоралось желание исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Служение Иосифа было глубоко церковным. Он жил в Церкви и служил ей, и потому считал чрезвычайно важными такие понятия, как послушание своему священноначалию и церковная дисциплина. "Это чудо, - говорил брат Иосиф о Монреальской иконе, - принадлежит Церкви и неотделимо от иерархии", "Я думаю, что чудеса не имеют силы, когда человек выходит из послушания церковной иерархии". Себя Иосиф видел одним из немощнейших членов церковного тела. Он понимал свое служение Мироточивой иконе как церковное послушание, и не мыслил своего существования вне церковной общины. "Каждый христианин должен работать для Церкви и служить ей", - говорил он.

Теперь познакомимся с материалами уже другого рода.

Мироточение в Клину: почему плачут иконы? («Нескучный сад», №5 (34) 2008).

Спустя семь лет бесконечный поток паломников и зевак в Клину-9 иссяк. Клинское «мироточение» оказалось почти забыто не только журналистами, но и церковными людьми. Почему? Выяснить это пытался корреспондент журнала «Нескучный сад» Дмитрий Ребров.

От Москвы более полутора часов на электричке, от станции автобусом в пригород - расположена квартира Валентины Жучковой, «хранительницы» клинского чуда, в военном гарнизоне на самой окраине города. Здесь, налево от проходных, в панельной пятиэтажке уже семь лет мироточат иконы. У входа в подъезд недавно выстроенная часовенка, безлюдно. «Вы на прием? Проходите», - Валентина сама открывает дверь. На вид ей не больше пятидесяти, невысокого роста, голова покрыта платком. -- «Вот, это здесь!» -- указывает она рукой на дверь комнаты. «Приезжают со всего СНГ, из Канады, из Бельгии, Вашингтона, Нью-Джерси», -- объясняет Валентина охотно, но, узнав, что мы приехали не просто «в паломничество», а писать репортаж, становится неразговорчива. Но поскольку, сегодня кроме меня, других посетителей нет, Валентина Михайловна рассказывает, как семь лет назад у нее дома «заплакали» иконы.

«За много лет я убедилась, что миро появляется не из икон, а сходит как облако. Происходит это незаметно», -- объясняет Валентина Жучкова. Практически на всех иконах крупные капли. У некоторых икон, лежащих в деревянных киотах, капли только снаружи, на стеклянной дверце, но большинство лежат без окладов, и там капли равномерно распределены по всей поверхности. Пахнет чем-то вроде карамели, впрочем, не так сильно, как описывали СМИ семилетний давности. Главная святыня - Иверская икона в открытом киоте -- практически полностью погружена в масло. «Эта икона по-прежнему мироточит сильнее всех», - говорит Валентина. «Смотрите. Видите как появляются капли?», - говорит она, доставая икону. (формат иконы не более 15-20 см по диагонали). «Миро» медленно стекает с иконы, и на ее блестящей и влажной поверхности становятся заметны по мере сползания масла вниз несколько вздутий, как бы капель. Чуть позже поверхность начинает покрываться мелкими пузырьками, как бы от воздуха.

«Не является ли это все это подлогом? Нет, не является», -- объясняет нам через некоторое время уже в самом Клину протоиерей Алексей Тюков, клирик Скорбященского храма, участник специальной комиссии благочиния по изучению феномена мироточения. Кроме этой комиссии, в компетенцию которой входила богословская и пастырская экспертиза, с «клинским мироточением» работала и экспертная группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви, при Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата под председательством Павла Флоренского: «Научной экспертизой занималась синодальная группа, и они, как и мы, можем подтвердить, что истечение маслянистой жидкости действительно происходит. Говорить, что это подделка, у нас нет оснований».

Однако священнослужители, окормляющие приходы клинского благочиния, в разговоре о «чуде» аккуратно подбирают слова: «Мы называем это явление не мироточением, а истечением маслянистой жидкости, -- отмечает отец Алексей, -- ведь сам по себе факт «мироточения» еще не дает возможности говорить, что это явление от Бога». И такая осторожность не случайна. По Апокалипсису, нет такого чуда, которое не может подделать антихрист. Многое смущает священноначалие в «клинской истории».

«Здесь происходит множество чудес, обращения, исцеления, -- продолжает рассказывать Валентина. -- Как пример -- моя собственная семья, ее жизнь ведь перевернулась коренным образом. То, о чем я и мечтать не могла, случилось: дочь, которая долго не могла родить ребенка, имеет сейчас четверых детей. Все мои дети были неверующие, а теперь пришли к вере, повенчались, и живут церковным браком».

В квартире с иконами сейчас никто не живет: дети перебрались в Клин, а сама Валентина - в Тверь, где о своем чуде старается не распространяться: «В тамошний храм хожу обычной прихожанкой», - признается она. Раза два в неделю Валентина приезжает в гарнизон, где принимает паломников: мирян, монахов, священнослужителей. «Если вы отправитесь к благочинному, он вам такого наговорит, я даже спорить со всем этим не хочу!», -вздыхает на вопрос об отношении местных священнослужителей к чуду «матушка Валентина», как ее на монашеский манер называют иногда паломники. Семь лет назад между Валентиной Михайловной и пастырями Клинского благочиния возник конфликт. Началось все с того, что после нескольких вопросов священства «хранительница чуда» прогнала пришедшую к ней от благочиния комиссию. Мы пытались получить хоть какую-то информацию об исцелениях, которые, как она говорила, здесь происходят, но ничего конкретного узнать не смогли. Сама Валентина Михайловна объясняет отсутствие такой информации у нее тем, что ей это просто «не нужно», сперва «как-то записывала», а потом устала, «всего-то не перепишешь!»

Настоятель храма в честь преподобномученика Серафима Клинского, расположенного в гарнизоне, священник Игорь Ковалев, чьей прихожанкой до «мироточения» была Валентина, рассказывает, что первое время она приносила ему иконы показывать, однако в храме их «мироточение» каждый раз прекращалось. -- «Поначалу в церковь отдавала, но да что их относить, если они там не мироточат?», -- резонно замечает теперь Жучкова.
Священник Игорь Ковалев склонен расценивать характер «мироточений» в квартире Валентины как «абсолютно нецерковный». «Из всех людей, кто посетил Валентину в нашем микрорайоне, до этого в церковь вообще не заглядывая, после просмотра «мироточения» в храм пришел только один человек, -- говорит он». Учитывая, что храм отца Игоря в военном городке единственный, а посетила квартиру Жучковой чуть ли не большая часть жителей гарнизона, «миссионерский улов» чуда действительно невелик. «Мы никогда никому не запрещали туда ходить, хотя и не благословляли, но сейчас ни один прихожанин в нашем храме не посещает квартиру Валентины, хоть поначалу к ней и стояли огромные очереди, -- продолжает отец Игорь. -- Сегодня ездить стали гораздо меньше, а многие из тех, кто приезжает, заходят по пути в наш храм, и, поговорив с прихожанами или со мною, обсудив это, часто и вовсе решают не идти в квартиру. И наоборот, те, кто уже возвращается из квартиры, -- к нам в храм, как правило, не заходят».

По наблюдениям местного священства, вокруг Валентины и «мироточивых» икон очень быстро собралась экзальтированная публика. «В итоге все это выразилось в том, что Валентина Михайловна перестала участвовать в приходской жизни, перестала исповедоваться и причащаться в храмах нашего благочиния, предпочтя устраивать самостоятельные молебны у себя дома, перед иконами. Это, конечно, еще не раскол, но уже некая нездоровая самостийность», -- считает благочинный округа протоиерей Борис Балашов. -- К ней в «паломничество» стали приезжать какие-то священнослужители из других епархий, читать там акафисты, какие-то «старцы», к которым на «лечение» она стала водить знакомых женщин».

«Чудо ради чуда - бессмысленно. Бог не действует просто так, Он всегда имеет очень определенную цель в плане спасения человека. А, попадая под авторитет Валентины, люди, увлеченные ее харизмой, получают неверное представление о Боге, о духовной жизни», -- говорит отец Алексий Тюков. – «Например, одному нашему прихожанину Валентина сказала, что «к батюшке приходить не нужно, причащение тебе не поможет». Мы, конечно, не можем от каждой бабушки требовать высот аскетического трезвомыслия, и, действительно, сами не можем с уверенностью сказать что-либо о природе «клинского чуда», но если есть чудо, но нет послушания, а напротив -- скандалы, разделения, нас, как пастырей, это настораживает и определяет наше отношение к этому «чуду» как в высшей степени осторожное. Плод духа -- это мир, а не разделения. Поэтому мы не благословляем своих прихожан посещать эту квартиру. Не хули и не принимай, если не можешь со стопроцентной уверенностью определить, какого духа это чудо - это древний святоотеческий принцип по отношению к «чудесным» явлениям. Им мы и руководствуемся».

Валентина подтверждает, что не ходит в храм, где не верят в «ее» чудо. Ее нынешний духовник живет далеко, в Почаевской лавре, и, как она говорит, это он посоветовал ей не давать никаких интервью. Но пока мы прощаемся, уже в дверях, она, без каких-либо вопросов с моей стороны, вспоминает про наболевшее: «Я вот никаких паспортов с чипами, никаких карточек брать не собираюсь -- заявляет она. -- Я ведь и от пенсии отказалась, и ото всех льгот. Для меня так легче. Зачем я под номером буду ходить? Я под именем своим хочу! Сейчас про Диомида говорят, что мол, это раскольник, он мол такой-сякой... А он ведь здесь был, и был не один раз! И хотя бы один епископ был таким, как он, так бы мнение свое высказывал, это же мученик просто!» «Вы думаете почему иконы плачут?» -- спрашивает она в последний момент, и сама же отвечает на свой вопрос: «Может именно потому и плачут, что вокруг все «зачипированно», везде эти карточки… Просто Бог видит, как мы живем, вот и плачут они!» Возможно, сама того не заметив, Валентина Жучкова сказала «мы». Только вот кого она имела в виду под этим «мы»: себя ли, пастырей благочиния, еще кого-то или всех вместе, осталось загадкой.
 

«О церковности чудес. Соответствуют ли многочисленные "мироточения" и "кровоточения" духовной традиции Православной Церкви?» Статья протоиерея Бориса Балашова "Московские епархиальные ведомости", № 3-4, 2005 г.

Все истинные явления мироточения никогда не вызывали у верующих истерического или экзальтированного состояния, а водворяли в сердцах чувства покаяния, благоговения, любви и смирения. В то же время об аналогичных случаях появления на почитаемых святынях маслянистой жидкости известно и в Католической Церкви, где много таких фактов, которым я не готов дать какой-либо определенной оценки. Совершенно однозначно можно квалифицировать как сатанинское явление так называемые "мироточения" от икон в секте богородичников, которые по сути к христианству отношения не имеют, но пытаются доказывать истину своего культа фактами истечения маслянистой жидкости от их икон.

Язык не поворачивается назвать миром ту маслянистую жидкость, которая появлялась в древнем мире на статуях языческих божеств. Словом, сам факт появления маслянистой жидкости, даже и с сильным запахом, не может еще свидетельствовать о ее благодатном происхождении. Как мы все знаем, Господь наш Иисус Христос отверг сатанинское искушение чудом и отказался использовать чудеса как средство привлечения к вере. Так, в период с Воскресения до Вознесения Он не явился ни одному неверующему.
Являясь благочинным Клинского округа Московской епархии, я знаю о явлениях мироточения в ряде храмов благочиния. Но хочу сосредоточить свое внимание только на одном явлении, которое вызывает у многих священников соблазн и духовное отторжение.

Говоря о подлинных явлениях мироточения от икон, следует сказать следующее:

1) мироточения от икон никогда не были связаны только с конкретным местом, а иконы мироточили в разных местах;

2) никогда подлинные мироточения не были связаны с присутствием конкретного живого человека;

3) никогда подлинные мироточения не прекращались, если икону приносили в храм.

Кроме того, из истории Церкви известно, что явление подлинного чуда благотворно сказывалось и на душе человека, которому оно было явлено.

Рассмотрим с этих позиций чудесные явления в квартире Валентины Михайловны Жучковой в военном городке Клин-9 на территории православного прихода и в непосредственной близости от православного храма. Истекание маслянистой жидкости реально существует, что я лично могу подтвердить. Со временем на бумажных иконах стали появляться и так называемые кровоточения.

Первое время после начала этих событий я решил получше присмотреться к чуду "мироточения", посмотреть, какая духовная ситуация складывается в связи с этим явлением. Местный народ повалил валом на квартиру Жучковой. Но никаких положительных сдвигов в душах этих "паломников" мне обнаружить не удалось. Безбожники, восхищавшиеся "чудом", так и остались безбожниками.

После беседы со своим духовником архиепископом Михеем, опытным монахом, я, по его совету, предложил передать мироточащие иконы в православную церковь, от чего Валентина Михайловна категорически отказалась, видя в этом посягательство на свои права. Позже она передала одну икону – Иверскую, которая первой начала мироточить, в местную церковь, но потом забрала ее домой. Затем она согласилась давать свои иконы в церковь на время совершения молебнов, а после молебнов сразу относила иконы домой. Было замечено, а потом стало и совершенно ясно, что "мироточивые иконы" после перенесения в любой храм постепенно переставали "мироточить". Валентина Михайловна как-то уехала на несколько дней из дома, а вернувшись, обнаружила, что ее иконы мироточить перестали. Тогда она с усердной молитвой обратилась к Богу, чтобы мироточение продолжилось. И оно с большей силой возобновилось. Между тем из святоотеческой аскетической литературы известно, что испрашивание чудес недопустимо и является признаком духовной прелести.

Я несколько раз бывал в комнате, где происходят чудесные явления. Этой маслянистой жидкостью пропитано буквально все. Даже нижние стороны полок стеллажа с иконами, ковер, ванночки, в которых мокнут иконы в этой жидкости, и ванночки, в которые истекает жидкость с икон. Все иконы ею покрыты: и стоящие на стеллаже, и лежащие на диване. Их сотни. Люди жаждут чуда и несут сюда свои иконы, чтобы через некоторое время забрать их домой покрытыми этим маслянистым веществом. Я не так сильно могу различать запахи. Поэтому в большей степени буду основываться на чужих свидетельствах. И сама Валентина Михайловна, и многие посетители, в том числе и священники, признают, что это "миро" на разных иконах имеет разные запахи. Некоторые священники называют их карамелевыми запахами. Сама Валентина Михайловна четко классифицирует разные запахи по названиям, которые вполне соответствуют тем наборам ароматических масел, которые в большом количестве продаются в иконных лавках. Засохшие масляные пятна и то, что называют засохшими кровоподтеками, делают эти бумажные иконы не только некрасивыми, но даже безобразными, тогда как задача иконы – являть красоту Горнего мира в нашем изуродованном грехом земном мире. Мироточат все изображения, находящиеся в этой комнате. Мироточит католическая икона с изображением сердца Иисусова. Мироточит абсолютно ложно изображенная икона святого царя- страстотерпца Николая. Икона должна являть нам духовный свет Божиего мира. А на иконе царь изображен с очень мрачным лицом и руками в кандалах. На языке православной иконы это означает, что данный человек находится в вечных узах и в аду. За икону же выдается картинка какого-то художника, который творчески переработал известную фотографию императора, нарисовал нимб и назвал иконой. Мироточат "иконы" царя Ивана Грозного, Григория Распутина, протоиерея Николая Гурьянова, Евгения Родионова. Но ведь не писали икон преподобного Серафима Саровского или праведного Иоанна Кронштадтского до их прославления. Само создание таких икон, независимо от достоинства лиц, на них изображенных, является делом нецерковным. Мироточит фотография живого человека, которого Валентина Михайловна считает великим праведником. Нет никаких отдельных капелек, все практически сплошь покрыто маслянистой жидкостью. В комнате действительно имеешь очень сильные духовные ощущения. Но я не одинок, когда испытываю эти ощущения как сильные, но тяжелые, давящие и диаметрально противоположные тем святым ощущениям, которые испытываешь в церкви, перед престолом, и, особенно, во время Литургии.

На одном из собраний духовенства Клинского благочиния была организована комиссия из состава местных священников для изучения фактов мироточения в квартире Жучковых. 27 июля 2003 г. комиссия, членами которой были священники, пришла к Валентине Михайловне. Она их приняла. Разговор начался мирно, доброжелательно, но трудно. Откровенности со стороны хозяев не ощущалось. Комиссия вежливо и деликатно выслушала рассказ Валентины Михайловны, которая сказала, что "старцы, которых благословили на отчитку, приезжают сюда и здесь изгоняют бесов" (рапорт священника Алексия Тюкова).

В то время, как комиссия разговаривала с Валентиной Михайловной и ее мужем Владимиром, в спальне служил молебен игумен Ипатий, который сказал, что он из Оптиной Пустыни. Он с увлечением и горящими глазами рассказывал комиссии об одной женщине, из которой он изгонял бесов путем отчитки: "Все уже думали, и я тоже, и она, – говорил он, – что бес из нее вышел. Я помазал ее миром, которое дала мне Валентина, и бес зарычал: "Зачем ты ее помазал, она думала, что я из нее вышел?" (рапорт иеромонаха Тихона (Полянского)). При этом игумен Ипатий старательно демонстрировал, как рычал бес.

После вопросов о мироточении неканонических икон, икон непрославленных Церковью людей и мироточении фотографии живого человека Валентина Михайловна стала кричать и прогнала из дома всю комиссию.
Рядом со своим подъездом Валентина Михайловна без благословения церковной власти и без согласования с военным командованием построила летнюю часовню, в которой служат молебны приезжающее в паломничество духовенство вместе с паломниками. Никто из этих священников не испрашивает благословения церковной власти, хотя в пятидесяти метрах от дома находится православный храм.

Врач С., работающая в неврологическом отделении Клинской городской больницы, свидетельствует, что "Жучкова Валентина Михайловна в 1980 г. лечилась в неврологическом отделении г. Клина у меня в палате по поводу церебрального арахноидита (воспалительного процесса мозговых оболочек). Помимо основных жалоб и симптомов данного заболевания, у нее отмечались своеобразные личностные качества, которые расценивались как функциональные расстройства нервной системы (желание повышенного внимания со стороны персонала к ней, убежденность в особенности именно ее заболевания, необычность поведения и т. д.)".

Тот же врач сообщает, что к ней на консультацию был направлен подросток "с инфицированной кистой в области копчика, температурой до 40°С, которого Жучкова В.М. "лечила" молитвами и миром от икон. Лечиться оперативно по поводу кисты больной отказывался, ссылаясь на чудесные исцеления у Жучковой".
Одна сельская прихожанка засвидетельствовала мне, что когда была на приеме у Валентины Михайловны и рассказала о своих скорбях, та категорично сказала ей: "Тебе надо ехать в Загорск на отчитку, Причащение тебе не поможет". Местные жители к Валентине Михайловне теперь ходят мало. Большинство приезжает издалека.

Кстати, о том, что Валентина Михайловна выгнала церковную комиссию, она, конечно, жалеет, так как очень нуждается в одобрении своей деятельности церковной властью, однако ни перед одним священником она не извинилась.

В рассказах "паломникам" о чуде присутствует ложь: муж Валентины Михайловны, Владимир, рассказывал, что Комиссия по описанию чудесных знамений, происходящих в Русской Православной Церкви, под председательством П.В.Флоренского брала на анализ кровь с икон: группа крови оказалась "такой же, как у Иисуса Христа и Богоматери", хотя Комиссия никаких сведений о результатах анализа никому не представляла.

Если теоретически можно говорить о группе крови Иисуса Христа, так как сохранилась Туринская Плащаница, то нет никаких оснований говорить о группе крови Богоматери.

Подытоживая факты, связанные с "мироточением" икон у Валентины Михайловны Жучковой, следует сделать такие выводы:

1) "мироточение" происходит только в одном месте – спальне;

2) "мироточение" связано с присутствием одного человека – Валентины Михайловны Жучковой;

3) в храмах "мироточение" от этих икон прекращается;

4) "мироточат" все изображения в комнате;

5) создается экзальтированная обстановка вокруг этого "чуда", в результате чего происходит разделение православных. Принимающие "чудо" у В.М.Жучковой за благодатное во главе с самой Валентиной Михайловной считают всех сомневающихся и не принимающих за благодатные явления вышеописанные факты "неверующими".

На основании всего вышеизложенного, закономерно сделать вывод, что все эти чудеса "мироточения" и "кровоточения" носят нецерковный характер, не соответствуют духовной традиции Православной Церкви и, следовательно, не имеют к ней никакого отношения.

«При чем здесь спасение души? О мироточении икон в Московской патриархии»

Статья Любомудрова Алексея Марковича - научного сотрудника ИРЛИ РАН (Пушкинского Дома), канд. филолог. наук. С 1992 г. по благословению митрополита Санкт-Петербургского Иоанна собирает свидетельства о чудесных явлениях в Православной Церкви. Автор книги "Знамения Божии от святых икон. 1991-1996".

Повсеместное мироточение икон продолжается на русской земле уже второе десятилетие. В настоящее время в Русской Православной Церкви большое внимание людей обращено к многочисленным фактам мироточения. По некоторым подсчетам, иконы мироточат в 5000 мест. Таким образом, интенсивность, частота, массовость чудес не убывает… Но иногда возникают недоумения.


Так, в ноябре 2001 года в поселке Таборы под Екатеринбургом в доме приходского старосты замироточили 27 икон. "Настоятель старается ежедневно служить молебны перед мироточивыми образами, - сообщает газета, - вместе с прихожанами совершает крестные ходы... Владыке направлен сосуд с благоухающим миром, истекшим из икон". Мироточение отразилось на здоровье домочадцев. Каким же образом? "По словам отца Сергия, у Галины Петровны скачет давление, головные боли, у внука тоже неважное самочувствие: от всеобщего внимания и праздного любопытства голова уже идет кругом". Не укрепление, а нарушение здоровья, телесного и душевного, от мироточения икон - как можно осмыслить такой результат?

Сегодня все чаще приходят сведения о появлении своеобразных гнезд мироточений, где одновременно или последовательно начинают источать миро множество икон. До конца 90-х годов такие явления происходили в храмах. Сейчас локальными точками становятся дома, квартиры, монастырские кельи, в которых мироточат и приносимые туда иконы. Наблюдается определенный типологически схожий процесс: вначале начинает мироточить одна икона, затем - еще несколько икон, находящихся рядом, а затем - и те, которые приносят в эту комнату. Можно ли говорить об "индуцировании" чуда, о "наведенном" мироточении? У физика создастся впечатление, будто некая энергия присутствует в этой точке, "облучает" святые образа, которые потом, увезенные в другие места, продолжают мироточить. Очень смущает этот автоматизм, как бы гарантированность чуда, какая-то механистичность процесса, напоминающего уже просто неизученное природное явление, которое непонятно как действует, но которое можно приспособить на "благо" людям.
У кого-то наверняка возникнет искушение определить, на какое расстояние нужно приблизить икону к "точке чудотворения", чтобы она замироточила, измерить интенсивность "поля" и т.п. Но при чем здесь спасение души? Можно спорить о допустимости эксперимента над святынями сегодня все чаще исследуют миро от икон и мощей, нерукотворные отпечатки на стекле и т.п.) - некоторые сочтут их кощунственными. Но эксперименты, и в массовом порядке, уже давно предпринимают сами верующие - те, кто привозит свои иконы именно для "индуцирования"!

К этим фактам, смущающим церковное сознание, добавляются сегодня новые. Широкую огласку получил феномен, возникший в одном из домов села Державине. После того, как там замироточила репродукция, приложенная к образу свт. Николая (что в Бари), стали мироточить другие иконы, а с 2000 г. образ Спасителя источает кровь. Несколько икон привозили в Иваново, "проездом" посетили они и столичные храмы. Можно понять, для чего уникальный кровоточивый образ стремятся явить людям, но каков смысл ношения по церквям икон, если единственное чудо от них - мироточение? На православных конференциях уже звучал вопрос: зачем верующему христианину собственная мироточивая икона? Не превращается ли подобная погоня за чудом в коллекционирование, а святой образ - в своего рода сувенир? Вновь и вновь напомним, что Спаситель и Святые Отцы запрещали людям самим добиваться чудес и знамений.

Но вот уже не только отдельные миряне, но и приходы из других городов отправляют образа в Державино. Это трудно постижимо. Святой образ (все иконы святы!), пребывающий в Доме Господнем, снимают, направляются с ним в дом мирянина... Такое "поднятие икон" часто практиковалось в прежние эпохи, когда образ приносился в дом по просьбе хозяев, перед ним служился молебен, и образ освящал жилище. Но нынче храмовый образ приносят в избу с целью прямо противоположной: чтобы его самого еще как-то дополнительно освятить. "Подзарядить". Есть ли на это Божие произволение?

Истечение крови от образа Спасителя - небывалое по своей интенсивности явление. Икона по сути своей есть образ, являющий Первообраз, но Лик Господа сейчас полностью скрылся под кровавыми струями... Случаи кровотечения икон зафиксированы в предании, нередко они происходили после нанесения иконе раны, наиболее известный среди них - образ Иверской Божией Матери. При одном взгляде на икону Спасителя, скрывшуюся под кровавым потоком, становится действительно страшно. Мы созерцаем раны Господа на Распятиях, читаем о них в Евангелии, видим кровавые следы на Туринской плащанице. Мы приобщаемся Его честной Крови и Тела, но Господь положил принимать их под видом вина и хлеба... Жидкость с образа имеет цвет и даже запах крови. Ее брали на анализ в Самаре, выяснили, что это действительно кровь, установили группу - четвертую (та же, что на Туринской Плащанице). Реакция православных - и страх, и благоговение, и недоумение. "Чьей кровью может кровоточить икона Спасителя!.. Если это Его Кровь - то как же ее просто вот так носят вокруг Москвы и прочая (сравните со святыми Дарами)?"

Известно, что имеются кровоточивые статуи и в католическом мире. Ватикан определяет их как "знак присутствия Девы Марии". А как быть с млекоточивыми буддийскими скульптурами?.. Эти вопросы остаются пока без ответа…

Даже священники не исключают возможности того, что некоторые случаи мироточений есть разновидность полтергейста (с немецкого языка - "игра духов"). Как известно, полтергейст тесно связан с конкретными персонами и происходит большей частью только в их присутствии. Мы, конечно, далеки от того, чтобы везде видеть происки лукавых, но мы обязаны со всем трезвомыслием проанализовать все "странности", все предположения - чтобы не впасть в искушение почитания лжечудес. Надо выработать церковное отношение и к такому понятию, как "хранитель иконы", которое установилось в последнее время. Такие люди, по собственной ли инициативе, получив ли благословение, перевозят "свою" икону по стране. Возникает вопрос, вряд ли объяснимый только психологическими причинами: почему иконы сопровождают именно те лица, у которых они начали мироточить, а не какие-либо другие? Почему эти иконы, как правило, не передаются в храмы? (конец статьи)

 
Как известно, принципиальная позиция Церкви по отношению к чудесам состоит в том, что не Церковь утверждается чудесами, а чудеса Церковью. Лукавый, "обезьяна Бога", спешит примазаться ко всему святому и профанировать его. Как никогда остро встает необходимость снова и снова напоминать речения святых отцов о различении духов, о чудесах ложных. Поистине настольной книгой каждого христианина должна стать работа свт. Игнатия (Брянчанинова) "О чудесах и знамениях", чрезвычайно актуальная в наши дни.

В книге Исход (гл. 7, 8) повествуется о том, как Моисей и Аарон совершали чудеса в земле Египетской. Совершали они их по повелению Божию. Но затем некоторые из этих чудес повторяли волхвы "своими чарами". Может ли лукавый подделать чудо мироточения от православной иконы? Неужели святость самого образа - не защита от козней нечистого? Приведем фрагмент из сборника святоотеческих изречений "Духовная брань", где речь идет как раз об иконах: "Некоторым враг внушил мысль, что если они не сподобятся в сей жизни благодатных даров от Господа, то и не получат их в будущей жизни. Одному из таких враг показал лучи, исходящие от иконы, приказал ему открыть рот и глотать их как благодатные дары. Тот по неопытности сделал это и затем, повредившись, через неделю умер, не принимая пищи от страха. Другой усердно молился пред иконой. Лампадка закачалась. Он принял это за признак угодности его молитвы. Лишь только утвердился в этой мысли, тотчас упал в обморок, и затем обмороки эти стали с ним повторяться. Третьему явилась икона Богородицы, к которой он приложился, сделался бесноватым и скоро умер. Таковы последствия доверия своему мнению, мнимой своей святости и достоинству в собственных своих глазах".

Православная Церковь всегда призывала к осторожности и духовной трезвости по отношению к чудесам. Область эта сокровенна и опасна, руководствоваться здесь нужно советами святых отцов. А они предупреждали, что ни в коем случае нельзя добиваться чуда или стремиться к нему. Иначе можно впасть в поистине страшные искушения, подобные упомянутым.

В заключение, можно привести слова почившего год назад известного украинского старца схиархимандрита Зосимы (Сокура), который не одобрял явное увлечение мироточениями и другими чудесами, считая это признаком духовной болезни. «В мистику не ударяйтесь – это душевредно», - предостерегал он. «Главное наше чудо – это литургия, покаяние и молитва» - часто говорил о. Зосима, задавая спасительный вектор духовной жизни.



Уфимская епархия, РПЦ, Московский патриархат
http://www.eparhia-ufa.ru/

 




© 2009 г., Корпус волонтеров БФТ
При копировании материалов с сайта, ссылка на источник является обязательной!